|
|
|
Иллюзии – это показ фокусов основанных на использование специальных технических возможностей. Эта специальная аппаратура помогает делать всевозможные таинственные перемещения и даже полное исчезновение предметов, животных и даже людей. Секретами такой техники могут быть двойное дно, перегородки, специальные пружины и множество других приспособлений, чтобы создать иллюзии для зрителя, и устроить грандиозное зрелище и ввести его в заманчивое заблуждение. Главная задача – безупречно спрятать инструменты иллюзиониста от взора зрителей. Действия иллюзиониста, так же как и его ассистентов, должны быть досконально продуманы и отрепетированы. Абсолютно каждые жесты артиста и ассистентов имеют свое значении, и лишних движений быть не может. Широко используются и приемы, отвлекающие зрителей на момент создания иллюзии. В этот волнующий момент, ассистенты могут загородить иллюзиониста от публики, взять или отдать ему какие-нибудь предметы. Роль ассистентов тоже очень значима, без них, артисту будет сложно выполнять свои завораживающие превращения.
|
Под манипуляциями понимаются фокусы, основывающиеся на ловком оперировании преимущественно маленькими предметами. Ими могут карты, сигареты, часы, деньги. Предметы могут неожиданно исчезнуть, переместиться или поменяться местами с другими. Все эти действия происходят прямо перед глазами завороженной зрелищем публики. И исполняются очень быстро и ловко. Одно действие переходит в другое без малейшей запинки. В противном случае манипулятор будет разоблачен и потеряется весь смысл представления. Если в других цирковых жанрах, таких акробатика, люди глядя на порхающих в воздухе гимнастов восхищаются ими, то в манипуляции зритель больше пытается разоблачить артиста. И только если у него это не получиться, он будет изумлен его профессионализмом. Не зря фокусы, манипуляции и иллюзии называю головоломками. Ведь одновременно с получением ярких эмоций при просмотре этих выступлений, зритель думает и предполагает, как такое может быть. Манипулятору нужно только одно мгновение замешкавшегося зрителя, чтобы незаметно для всех исполнить трюк.
|
Содержанием данного жанра является -, показ замысловатых превращений перемещений в из места в место , и конечно же поражающее всех исчезновение. Но искусство фокусников, делающих иллюзорные представления, некоторые называют «честным обманом». Потому что их мастерство чудодейственных превращений можно объяснить быстротой и ловкость их рук, и применением специальных технических возможностей. Творчество фокусников можно по праву назвать высоким искусством, и оно сложное и очень тонкое. И чтобы научиться ему необходимо долго и долго трудиться и работать над этим. Успех фокусника зависит не только от его изобретательности и ловкости, а еще от того как он эти фокусы преподносит, с какой изящностью и артистизмом. Зрители могут простить ошибки совершенные дрессировщикам, жонглерам и акробатам, а фокуснику никогда. Ведь малейшие ошибки при показывании фокусов могут обернуться провалом артиста, его разоблачением и раскрытии и раскрытием техники фокусов. Поэтому помимо безупречной техники, артист должен обладать отличной находчивостью, чтобы быстро и незаметно для публики скрыть свои ошибки.
|
Леонид Енгибаров – создал поэтическую клоунаду. Прежде, чем , Леонид решил полностью посвятить себя цирковому делу, он испробовал еще несколько профессий. Он поступил в институт рыбного хозяйства, но не проучившись в нем и полгода, перевелся на физкультурный факультет. И это решение было довольно хорошим, он стал активно заниматься боксом и через несколько лет добился отличных результатов. В 1955 году, после открытия в Государственном училище циркового искусства отделения клоунады, Леонид не раздумывая принимает решение о переводе. Его принимают. И его творческая индивидуальность определилась как коверный мастер пантомимы Окончив училище в 1959 году (с одной тройкой – по технике безопасности), Леонид отправляется в Ереван и поступает в труппу армянского циркового коллектива. Он начинает делать первые самостоятельные шаги на профессиональной цирковой арене. Необходимо отметить, что в отличие основного состава клоунов, которые развлекали зрителей с помощью обычного набора трюков и хохм, Енгибаров нашел совершенно иной путь и, наверное одним из первых стал создавать на арене цирка поэтическую клоунаду. Его сцены не ставили своей главной целью как можно сильнее развеселить зрителя, а заставляли его думать, размышлять.
|
Династия Филатовых не обычна, как по своему подходу к дрессуре, так и в выборе животных для представлений. Но не все в династии избрали дрессуру животных, некоторые ушли в клоунаду и добились неплохих успехов. Династия Филатовых единственная в мире, у которых есть такое количество животных. В цирковых представлениях Филатовых можно встретить самых разных животных: медведей, попугаев, слонов , мышей. И поэтому представление становиться грандиозным и увлекательным. Практически все представления династии не похожи друг на друга, и каждое имеет свою изюминку. Главным козырем во все временя у Филатовых были – медведи. Цирковые номера под названием «Медвежий цирк» принеси династии, популярной уже по всей России, мировую известность. Красивые и завораживающие представления не только зверей, но и показывающие всю свою силу и мастерство – акробаты, эквилибристы, клоуны. В современное время цирк делятся либо на, делающие опору на дрессуре, либо на выступлении актеров, а в цирке Филатовых даже самый придирчивый зритель будет доволен. И пойдет домой с хорошим настроением.
|
Его можно одним из лучших клоунов мира. Его «СНЕЖНОЕ шоу» избранно «театральной классикой ХХ века». Эксцентрическая пантомима принесла ему огромную популярность – не было ни одного значимого выступления, в котором Полунин выступал бы со своими представлениями . Она и сделала его лауреатом на конкурсе артистов эстрады. А уже через полгода появился на свет–клоун Асисяй – веселый и трогательный человечек в смешном костюме и веселых пушистых тапочках. Полунин считает своими главными учителями: Енгибарова, у которого он перенял нежный и задумчивый образ, а также его характер вобрал в себя поэтическую грусть, Марсо с его искренней философичностью, а также человечность и смешливость Чаплина. Первый дебют Асисяя прошел на «Голубом огоньке» в 1981 году. И этот весь калейдоскоп характеров представился в «Лицедеях», их популярность была ошеломительной, а всенародная любовь начинала принимать угрожающий размах и формы. И все эти образы принесли небывалую слову Енгибарову, и казалось бы как все другие артисты нужно наслаждаться этим, но он был ни такой, он этого просто не умел и не признавал.
|
Дуэт создан Радунским (Бим) совместно с итальянцем перенхавшим в Россию– музыкантом Кортези (Бом). Название дуэту «Бим-Бом» артисты придумали в 1891 году. Их номера состояли из злободневных комедийных представлений, диалогов, комических сценок. Они разыгрывали известные народные пьесы, исполняли народные мелодии, но также в их номера включались и воздушно-акробатические номера. Одними из известных опер были: «Отелло», на одноименную оперу Верди, а также разыгрывали «Аделину Патти» -знаменитую итальянскую певицу. Клоуны использовали новые необычные инструменты, в их руках метла, пила, сковородка, визитные карточки и др. превращались в источник мелодий. Бим-Бом говорили на хорошем литературном языке. Номера Бим-Бома отличались жизнерадостностью, своей особенностью, изяществом, юмором. Как стало тогда модным, а уже потом неотъемлемой частью жанра, это раскрашивание лицо белым цветом (Кортези раскрашивал нос черными красками и носил рыжий парик), на них были надеты практически одинаковые клоунские костюмы, с изящными рукавами и жабо.
|
Братья Танти музыкальные клоуны-сатирики. Константин Константинович и Леон Константинович Танти Происходят из цирковой семьи итальянцев переехавших в Россию: дед Танти — Дионисий Феррони — канатоходец, владелец передвижного цирка. Братья Танти с детства играют в пантомимах, выступают как прыгуны-акробаты, наездники-жокеи, эквилибристы, исполнители сальто-мортале на лошади. В клоунском дуэте братья Танти выступали в 1900—42. С 1909—13 исполняли традиционные буффонады: Константин — играл Белого клоуна, Леон — Рыжего; с 1913 стали играть Музыкальных клоунов-сатириков. Братья стремились отойти от трафаретных черт амплуа Белого и Рыжего, как во внешнем облике, так и в исполнительской манере; они осовременивали репертуар, Леон использовал приёмы трансформации. В годы Гражданской войны клоуны выступали во фронтовых бригадах. В 1920 Танти исполняли «Песенку о труде», написанную специально для них композитором Н. Адуевым. В дальнейшем создали ряд сюжетных комических злободневных сценок, высмеивавших нэпманов, обывателей, а также посвящали событиям международной жизни, театр, пародии.
|
Эта разновидность конного цирка и искусства клоунады; веселые действия- трюки прыжки, баловство, которые происходят при движении верхом на лошадях. Для этого сами клоуны принимают участие в активной тренировки лошадей, т.к. их нужно приучить бороться со стрессами, которые им устраивают клоуны при выполнении различных номеров верхом на них. Истоки конной клоунады те же, что и конного цирка в целом. Как правило, наездники в в этих представлениях выступают в какой-либо комической маске. Развитие конной клоунады связано с зарождением стационарного цирка. А потом её развитие шло по пути создания комических мимико-акробатических, мимико-трансформационных и других сюжетно мотивированных сценок, являвшихся переработкой трюков дрессировки и наездничества Конная клоунада, сочетавшая текстовые диалоги с мимическими , носила не редко сатирический характер. Ставились также сюжетные сценки юмористического характера . В советском цирке в конце 50-х годов была сделана удачная композиция конной клоунады на современную манер — «Лошадиная трагедия»
|
Максимилиано Труцци приехал с семьёй из Италии в Россию по приглашению А. Саламонского. У династии Труцци была довольно большая программа: конное наездничество всех видов, мимические сцены; в пантомимах отличался Максимилиано Труцци, исполнявший комические и героические роли. В середине 80-х годов 19 века Труцци основал собственный цирк, проявил себя как выдающийся организатор. Его цирк был крупнейшим в аграрной России (более 100 лошадей). В программу входили длинные постановочные пантомимы. Здесь и раскрылись дарования А. Л. Дурова, Эйжена С. Алъперова. Труцци исполнял ведущие роли в пантомимах. После раздела цирка братьев Труцци создал свою цирковую труппу, ездил с гастролями главным образом по Югу России. Построил цирк в Днепропетровске. Энрико Труцци — наездник, конный жонглёр, композитор, либреттист. Ввёл в цирке смешанный оркестр струнных и духовых инструментов. Исполнял в пантомимах главные роли. Его номера отличались изобретательной сменой ритмов, сложнейшей координацией движений, разнообразием и оригинальностью приёмов и трюков
|
Семья Сосиных известна как цирковая династия акробатов и клоунов. Основатель династии Иосиф Ефремович Сосин знаменитый акробат-прыгун, соло-клоун. Уже в 6 лет стал учеником в гастролировавшем в России цирке из Италии, итальянской труппе Коссини, с которой вскоре уехал за границу. Позже его выступления проходили под псевдонимом Алёша Сосин. С 1883 работал в итальянской группе Киези. Ездил по гастролям почти во всех странах Европы. Был лауреатом многих конкурсов, систематически проводившихся в крупных цирков Парижа, Берлина, Петербурга. Сосин был первый в мире, кто исполнил двойное сальто в партере, и ряд еще нескольких рекордных трюков. Высокую популярность имели «Сосинские окрошки» — серии сложнейших прыжковых упражнений, соединённых в одну композицию. С конца 80-х годов 19 века Сосин перешёл на амплуа клоуна –Август. Умело сочетал клоунские репризы, сценки, интермедии с трюками прыжковой акробатики. С начала 90-х годов 19 века работал в цирках С. Чинизелли в Петербурге, А. Саламонского в Москве, в цирках Урала, Поволжья, Кавказа, Средней Азии.
|
Георг Шпиллнер во всем мире больше всего известен как Клоун Нук. Немецкий клоун Нук считается одним из самых известных клоунов ХХ столетия. Его образ проходит через трогательную человеческую обыкновенность и теплоту. Георг Шпиллнер начинал изначально имел профессию зубного врача в г. Кала в Тюрингии. Вскоре он отказался от своей работы и стал музыкальным клоуном. Первых успехов Нук добился в 1937 г. в Немецком театре Мюнхена, который представил его как «самого известного клоуна Европы». «Отличительным знаком» Нука были огромный чемодан и большое пальто в клетку, в котором скрывались различные музыкальные инструменты. Нук был одним из немногих популярных клоунов своего времени, по праву считавшимся самым известным музыкальным клоуном XX века. Он выступал по всей Европе, в том числе на таких известных площадках, как Гамбургское варьете, «Олимпия» в Париже или театр «Фридрихштатпаласт» в Берлине, причём с ошеломляющим успехом. Несмотря на огромную популярность , Нук был достаточно скромен. Его сценическая программа была совершенно самостоятельным творчеством.
|
Возникновение акробатике уходит в глубь нашей истории, первые упоминания об акробатическом искусстве можно увидеть в истории Древнего Египта, Древней Греции, Рима и Византии. В этих странах под акробатикой понималось выполнение различных трюков и номеров на натянутом канате, поэтому акробатика переводится с древнегреческого языка как –«хожу на цыпочках». Акробатика , как разновидность жанров циркового искусства появилась в конце 18 века, а окончательно укрепилась и стала по праву называться родом циркового зрелища. Прежде всего это была конная акробатика. А пока такого вида не было , акробатические элементы включали в свои выступления бродячие актеры . В России это были скоморохи, в Италии мимы, в Германии шпильманы. И в этот период начала формироваться парная акробатика. Её делили на динамическую, включающую всевозможные сальто, пируэты. И статическую, основывающуюся на сохрани равновесия тела во различных положениях . Составляющими удачного выступления акробатов являются: высоко развитая мускулатура и хорошая гибкость тела.
|
В современном цирке, практически ни одно представление не обходится без акробатических трюков, ведь практически все жанры пересекаются акробатикой и её разновидностями – воздушной гимнастикой, эквилибристикой, дрессировкой, жонглированием, клоунадой. Исполнителей акробатических номеров называю акробатами. И они исходя из профессионального ориентира делятся на прыгунов-эксцентриков, акробатов-вольтижёров, плечевых акробатов («плечевики»), акробатов-каскадёров, с подкидными досками, конных акробатов, силовых, темповых, воздушных, акробатов на гигантских шагах (качелях), клоунов-прыгунов. А также конная акробатика – комбинации, исполняемые артистами на лошадях. Здесь идет пересечение и тесная связь пластической и прыжковой акробатики с элементами дрессировки. В таком виде элементами успеха являются не только навыки гимнастики , но и умение общаться с животными, главное найти с ними общий язык, чтобы они не подвели их в нужный и волнующий момент, а наоборот сделали представление эффектным и завораживающим.
|
В цирковом искусстве, помимо существования самого понятия акробатики, существуют и её разновидности. Одними из них являются: Вольтижная акробатика и прыжковая. Первая основывается на перебрасывание нижними верхних партнеров, выполняющие различные стойки и сальто. В старом цирке её еще называют ханд-вольтиж, происходящая от слова hand – рука. Существует еще другая разновидность вольтижной акробатики – копф-вольтиж -переброска верхнего с головы на голову. Название происходит от немецкого слова кopf, что означает голова. Вторая, это прыжковая акробатика, которая исходя из названия базируется на прыжках, а именно на парных и групповых в разных соотношениях, в том числе через различные барьеры и препятствия (лошади, машины, горящие кольца). Прыжки здесь происходят, либо с помощью специальных подкидывающих устройств, таких как батут, подкидная доска, трамплин, либо особыми исполнительными при помощи других акробатов. Как вид прыжковой акробатики выделяют плечевую акробатику. Как правило здесь групповое исполнение, минимум трое участников – верхние прыгаю с плеч на плечи нижних акробатов, также и на колонну.
|
В цирковой акробатике особо выделяются: силовая и комическая акробатика. Название силовая акробатика, в России устоялось относительно недавно, примерно в 18-19 веках. До этого использовали название крафт-акробатика, (kraft – сила), как видно из названия, здесь имеют место упражнения, требующие от артистов большой физической силы, выносливости и концентрации. Ведь основными действиями представления являются жимы на руках, стойки «руки в руки», «рука в руку», перекаты по манежу нижнего акробата, держащего на себе верхнего, также это акробатические пирамиды. Комическая же акробатика, напротив, основана на комическом мотиве акробатических трюков. Если в силовой один или несколько партнеров упадут или пошатнуться, то это провал, а в комической используются необычные приемы акробатики – забавные и как бы нечаянные броски и падения. Смешные, но замысловатые перекаты по манежу все равно требовали специальной подготовки и поэтому комическая акробатика тесно связана с пластической, в которой выступали акробатические этюды, художественнее группы в сочетании с силовыми и фигурно-композиционными элементами.
|
В России уже издавна скоморохи использовали в своих представлениях обученных медведей, собак, гусей, петухов и коз. Такого образа представления можно считать прообразом клоунады, которая основывается на участии в ней дрессированных животных. В Российском цирковом искусстве клоунада с использованием дрессированных животных особенно ярко отразилась в творчестве знаменитых Владимира Леонидовича и Анатолия Леонидовича Дуровых. Братья Дуровы были первыми в области клоунады с использованием дрессированных животных. Пародии и интермедии, в которых многие роли играют животные, возможны в тех номерах, где достигнут высокий класс дрессировки, а сам дрессировщик – хороший клоун. В настоящее время в современном цирке дрессированные животные и играют и в маленьких трюковых шутках и в злободневных пантомимах. Петухи и гуси, свиньи и собаки в наши дни являются неотъемлемыми друзьями клоуна-дрессировщика. Играя несложные сценки, клоун старается представить животное в интересных сценах и позициях, продемонстрировать его человеческую сообразительность.
|
В современное время разновидности выбора дрессуры нет предела. Наряду с обыкновенными, уже привычными для нашего сознания – медведей катающихся на велосипедах, десятка тигров послушно выполняющих команды их дрессировщика, можно встретить и довольно экзотичных животных, не хуже других выполняющих те же, а то и сложнее команды. Помимо млекопитающих в дрессуре можно встретить и морских обитателей, таких как дельфины, тюлени и даже касатки. Кто бы мог подумать что рыбу можно чему то научить, но как показал многочисленный опыт, дельфины и тюлени во многом превосходят даже собак. А обезьяны и вовсе понимают практически все и являются одними из самых легко дрессируемых животных. Как сказал Дуров старший – «Дрессировщиками не становятся, а дрессировщиками рождаются», и с этим нельзя не согласиться. В дрессировке главное научиться чувствовать душой животное и понимать, как найти правильный подход к каждому из них, ведь у каждого свой характер, свои нравы. Кто-то агрессивен, а кто-то напротив. Один Активный другой нет. В этом и есть секрет удачной дрессуры- научиться понимать животное.
|
Под групповой дрессировкой чаще всего понимается дрессировка лошадей. Все ни раз видели, как на арене цирка выступают несколько лошадей одновременно. Их количество колеблется от пары до дюжины. Они бегают по кругу , исполняют всевозможные задания, они ложатся, кружатся, встают на задние копыта, «танцуют», бегают расходящимся веером, или на встречу друг другу, прыгают через бордюру. Дрессировщик управляет лошадьми шамбриером или даже жестами рук. Достаточно лишь взмаха шамбриером или рукой, чтобы животное точно выполняло команду. А хорошо выученные лошади становятся настолько чувствительны к жестам рук и шамбриера, что сразу выполняют команды, ни прибегая к наказанию. Хлест шамбриерам – это звуковое предупреждение, предназначенное на соответствующий рефлекс лошади, выработанный у нее за долгое время в процессе дрессировки. Кроме реакции на шамбриер лошади привыкают еще к словесным командам. Используя отличную память лошадей, дрессировщик может научить выполнять сразу несколько команд в особой последовательности при помощи одного щелчка, или взмаха руки, или голоса.
|
На арене цирка нередко можно встретить удава. Мозг этого пресмыкающегося не особо развит, он не способен понимать команды, понимать что от него хотят. К тому же удав полностью лишен слуха, а значит, не может воспринимать звуковые команды. При таких ограниченных "артистических" данных удавы используются в основном для постановки сценки по борьбе с ним. В прошлом веке представление "Борьба с удавом" представлялся, как сенсация. Но, конечно, в этой борьбе больше всего театрализации, чем элементов настоящего единоборства человека с удавом. Ведь могучие кольца удава способны задушить даже быка. Мускулы и сила, как и прожорливость удава, необычайны. Поэтому артисты, выступающие с удавом, всегда играют в «игру с огнем». Работа с удавом требует осторожности и знания его повадок. В процессе множественных репетиций удав постепенно привыкает обвиваться вокруг своего хозяина без напряжения мускулов. Трудно предугадать неожиданности в поведении удава – от бездейственности вялости он может внезапно перейти к необузданной ярости. Артист всегда должен быть начеку. И одно из условий спокойного состояния удава – своевременное и обильное кормление и содержание в тепле
|
|
|
|
|