Заседание по Достоевскому. Очередное заседание ОЛРС приступило, наконец, к давно ожидавшейся теме – творчеству Фёдора Михайловича Достоевского. Сами участники заседания признавались, что, несмотря на величие творчества писателя, приступать к его обсуждению было трудно – каждая фраза участников дискуссии грозила обернуться банальностью, каждое выступление могло стать повторением уже высказанных ранее мыслей. Но ход заседания оказался столь неожиданным, что банальным это обсуждение не решится назвать, ни один, даже самый предвзятый критик. Далее выдержки из стенограммы заседания. Необходимые пояснения и иллюстрации даны в скобках. Председательствующий: Уважаемые единомышленники! Объектом нашего сегодняшнего обсуждения станет писатель, чьё творчество является современным для любого поколения жителей Земли. Немного найдётся персонажей в истории человечества, способных определить, осмыслить и донести людям нравственные ценности. Особенно лестно, что Достоевский был нашим соотечественником, хотя его творения ценны в одинаковой степени для любого народа… 5. Я думаю, Фёдор Михайлович не согласился бы с Вами. Мне кажется, в первую очередь, он писал именно для русского народа, который считал мессианским. По сути, Достоевский был самый настоящий националист. Председательствующий: Разве можно так говорить о писателе, чьими произведениями зачитывается весь мир уже более ста лет?! Конечно, он был склонен к идеям славянофильства, считал, что русский народ выполняет особую миссию, но на 35 $, 5 часов
|
- Утверждение о том, что русская литература является «самой нравственной», было бы некорректно в отношении иных народов. Тем не менее, именно наши классики – Достоевский, Толстой и многие другие, во всём мире признаны как величайшие нравственные авторитеты. Почему же именно русская словесность дала миру этих гениев. Давайте попробуем разобраться. Национальная литература является отражением, зеркалом духовной жизни определённого народа. Следовательно, истоки духовности в произведениях русских писателей следует искать в самой духовной жизни русского народа. А она, безусловно, всегда была гораздо более бурной, нежели у других. Причин для этого можно отыскать достаточно много, но если смотреть с самого начала, то мне кажется, первый значимый толчок к духовным исканиям нашего народа, дало принесение христианства на нашу землю. В отличие от иных народов, принявших это учение, для нашего оно было достаточно чуждо. Русский народ по духу являлся «азиатским» и значительная часть норм европейской цивилизации, присущая христианству, не являлась естественной для него. Вместе с тем, языческий по вероисповеданию, русский народ был чужд, в основе своей, и азиатскому и европейскому видам морального лицемерия. Вот эта-то смесь азиатских представлений об общественных и личностных отношениях, нравственная наивность язычников и новое христианское учение и создали, на мой взгляд, среду, наиболее благотворную к духовным исканиям. Не расположенный изначально, принимать всё со слепой верой, наш наро 40 $, 5 часов
|
Уважаемое Собрание. Имя Льва Николаевича Толстого настолько значительно и известно, что трудно что-либо сказать о нём не сказанного ранее, не скатываясь к пересказу вещей и понятий общепризнанных и не остановиться на перечислении банальностей. Личности, подобные ему, возвышаются над людскою толпой, подобно одиноким и высоким утёсам среди безбрежного моря. И, так же, как бурные волны бесследно разбиваются о гранит скалы, разбиваются волны критики о гений Великого Писателя и Духовного Учителя, оставляя место лишь для восхищения и почтения. И, что, на мой взгляд, самое важное, творчество Льва Николаевича, каждого из нас, в ком сохранилось хоть какое-то движение души, побуждает к решению для себя сокровеннейших вопросов существования: «Кто я в этом мире? Как и для чего живу? Как должен жить, чтобы сохранить душу в чистоте для встречи с вечностью?» Его произведения, их осмысление и толкование, разбудили к жизни духовное учение, подвигшее миллионы его современников и их потомков к жизни более праведной и гуманной. Среди этих миллионов есть люди более и менее грешные, глубже воспринимающие идеи толстовства и знающие о них лишь понаслышке. А ведь есть строго очерченный круг людей, для которых идеи и учение великого писателя есть не просто отвлечённый набор истин, которыми можно руководствоваться в жизни, а сама суть её, руководство к существованию в этом мире, духовный императив. Вот об этих людях, их отношении к Льву Николаевичу Толстому и о его отношениях с ними, мне и хотелось 30 $, 5 часов
|